Бабич, Николай Сергеевич

Бабич, Николай СергеевичАвтоочерк

Родился в поселке Дамбуки Зейского района Амурской области 29 октября 1960 года. В день рождения комсомола, чем очень гордился. С детства любил смотреть фильмы про войну и очень радовался, когда «наши» побеждали. Рано научился писать, считать и читать. В школу пошел с пяти лет. Хотел пойти с четырёх – не пустили ни дома, ни в школе.

Лет к десяти отец, Бабич Сергей Васильевич, научил играть на балалайке, потому что сам виртуозно играл на ней. К этому времени в семье было пять сыновей: Николай, Пётр, Сергей, Виктор и Андрей.

На одиннадцатилетие родители подарили гармонь, и без малого через год на всех семейных праздниках зазвучали залихватские частушки и плясовые в исполнении Николая. В освоении гармони помогала мама, Бабич Тамара Абросимовна, которая была не только профессиональным художником с высшим образованием, но и умела играть на этом инструменте незамысловатые плясовые и аккомпанировать себе на нём во время исполнения любимых песен. Мама очень любила песню «Мой след на земле – это тополь у дома, который меня так радушно встречал…».

Мечта обучиться игре на аккордеоне начала осуществляться после очередного дня рождения, когда Николаю исполнилось 12 лет и ему подарили этот красивый инструмент. Это был седьмой класс. Как-то заболела учительница музыки, и Николай аккомпанировал на аккордеоне в младших классах, заменяя её несколько раз.

Николай очень любил читать, и с мамой наперегонки они разбирали журналы, которые приносил почтальон. Особенно с нетерпением ждали очередной роман-газету и журнал «Крокодил».

На тринадцатилетие был подарен баян. Умение играть на баяне пригодится позже, на флоте. В 14 лет – гитара, и в этом же году игра в школьном ансамбле на соло гитаре до окончания школы. С участием школьного ансамбля в просторном коридоре школы устраивались танцы. А умение играть на гитаре, сначала на семиструнной, а затем на шестиструнной, пригодилось в общении со сверстниками и с друзьями вечерами и ночами, в свободное от учёбы время. На «семиструнке» поначалу учила бабушка, Таратунина Любовь Георгиевна, народным старинным строем, а затем пошли в ход песни Владимира Высоцкого, он тоже играл на семиструнной гитаре. Пришлось научиться петь, раз играешь на гитаре, значит, ты просто обязан это уметь! Когда учил бои и аккорды на гитаре, бабушка иногда говорила:
– Колька! Ну, сколько можно!? – Одно и то же три часа подряд, как кувалдой по голове – бум, бум, бум, бум!

А во время самостоятельного обучения пению при прокручивании пластинкиок с песнями Кобзона, Лещенко, «Песняров» и «Самоцветов» с «Голубыми гитарами» не одну сотню раз говорила, что сама скоро запоёт точно так же, как они. Песни, в основном лирические и патриотические, в дальнейшем оказали серьёзное влияние на творчество Николая. На это же время пришлись первые попытки писать стихи, которые тут же перекладывал на банальный мотив и гармонию из четырёх аккордов. Были они чрезвычайно наивные:

Посреди глухой тайги
Жил дикарь один,
Ничего не знал о любви,
Никого не любил
Но однажды он во сне
Увидел девушку!
– Сердце запылало в огне
Разжигая тоску!…

Окончив школу в пятнадцать лет, поступил в музыкально-педагогическое училище в г. Благовещенске, лучше всех в поступающей группе абитуриентов сдал вступительные экзамены, отработал практику, но после месяца занятий затосковал. Захотелось домой к родным братьям, к маме. О чём, повзрослев, сильно сожалел. И пошла свободная жизнь – игра в ансамблях в клубах, где приходилось работать. Жили уже в Зее.

1976 — 1977 г.г. Николай работал штукатуром совхоза Сосновоборский в селе Заречная Слобода, где организовал ансамбль в клубе села и играл на соло-гитаре.

В 1977-1978 играл в ансамбле ПТУ в селе Иннокентьевка, которое окончил, получив диплом бульдозериста-экскаваторщика 4 разряда. Но работать по специальности не стал: канатные экскаваторы и бульдозеры — «сотки» как-то не привлекали эстетикой исполнения и эксплуатации. Позже пошли гидравлические, но это было уже позже.

В 1978 году осенью переехал в г. Амурск Хабаровского края. В 18 лет – художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля на военном заводе, в цехе, где производили авиабомбы, мины и начинку к ним (работа по специальности дробеструйщик — обрабатка стабилизаторов для мин).

В 1979-ом, в мае призвали на флот, на Русский Остров. В «учебке» кроме строевой и боевой подготовки очень быстро освоил игру на духовых инструментах: на флоте учат так – «Не можешь – быстро отжался от палубы 60 раз!». К окончанию «учебки» — в репертуаре оркестра десяток маршей, ну и, конечно же, все части вальса «Амурские волны». На предложение замполита части остаться руководителем оркестра ответил категоричным отказом. Моряк должен служить на корабле, а не на суше!

После окончания «Учебного отряда» распределяют на корабли о. Котлин, г. Кронштадт. Летом – выходы в море и дежурство, учебные стрельбы, траление, боевое сопровождение крейсеров, судов со стратегическими грузами. Зимой – сочинение песен о предательстве любимой (три года ждать не каждая сможет) и занятия в хореографическом коллективе в Доме офицеров (бывший дворец графа Меньшикова). Концерты в Кронштадте и Ленинграде, сначала в качестве аккомпаниатора-баяниста, а затем и в качестве танцора, пение в сводном хоре дивизиона кораблей, игра в ансамбле в клубе штаба дивизиона ОВРа. Два раза отпускают в отпуск в Зею. Один раз за участие в художественной самодеятельности, второй за то, что среди всех четырех флотов и флотилий СССР тральщик, на котором служил Николай, и флагманский тральщик в паре вытралили американскую реактивную учебную мину.

Володя Попов, хореограф Дома Офицеров, бывший солист ансамбля «Россия» Людмилы Зыкиной, предлагал устроить Николаю творческую карьеру, как когда-то прославленная певица устроила ему. Он был обычным токарем и танцевал в художественной самодеятельности профтехучилища. Зыкина увидела его и пригласила в свой коллектив. Володя рассказывал, как они объехали более 80 стран мира с концертами. Показывал фотографии. Но Николаю очень хотелось домой, и предложение Владимира было отклонено. По истечении десятка лет приходит сожаление о неправильно принятом решении. Сегодня Владимир Попов один из ведущих режиссеров в Санкт-Петербурге по проведению спортивных и культурных праздников Российского и мирового масштаба.

Демобилизация весной 1982 года. Снова — г.Зея. Работа худруком в клубах сёл Ивановка, Соснового Бора, методистом по художественной самодеятельности в Зейском районном отделе культуры под руководством замечательного человека Селина Валерия Алексеевича, а затем, после двух лет работы худруком в клубе п. Алгач труд на оборонном предприятии УС-108, сначала в АТК-85, а потом — в объединённом профсоюзном комитете методистом по художественной самодеятельности всех подразделений Управления. С осени 1983 года (с перерывом в два года работы в Алгаче худруком) — вечерняя работа в ресторанах города. В свободное время – занятия с семейным ансамблем братьев Бабичей. 1984 год – участие в телевизионном конкурсе семейных ансамблей в г. Благовещенске (Николай, Петр, Сергей, Виктор, Андрей).

Тематика песен, которые в это время писал Николай – размышления о смысле жизни, торжестве справедливости и победе правды над ложью:

В кои ли века, коим народам
Скорбеть не пришлось?
Что правда далека и храбрецов
Лишь немного нашлось.
Чтобы путь открыть,
Путь в поганой лжи для неё проложить,
Острым ли мечом иль словом рубить!
Поторопись, ровесник мой,
Время уходит так скоро!
Спой свои песни честные,
Чтобы звучали с укором,
Чтобы потомок честь сберёг,
Не передернув затвором,
Выплесни всё, накипевшее здесь!

С этой песней ансамбль политической песни Благовещенского мединститута выступал в ГДР. О чём и объявили со сцены братьям в Талакане, во время очередного фестиваля бардовской песни. Свидетелем этого события был благовещенский бард Александр Бобошко.

Затем успешные выступления трио братьев Бабичей (Андрей, Петр, Николай) на фестивалях бардовской песни. Побывали в городах — Благовещенске, Тынде, Хабаровске, Владивостоке, в п. Талакан, в городе Саратове на 1-ом Всесоюзном Фестивале бардовской песни, организовывли выступления на заводах и предприятиях Саратова. Навсегда остались в памяти общение на творческих мастерских с Булатом Окуджавой, работа на одной сцене с мэтрами бардовской песни — Александром Розенбаумом, Олегом Митяевым, Сергеем и Татьяной Никитиными. Кстати, песня о Зее – «Огни рассыпались по берегу реки Зеи…» написана в те же годы с легкой руки – подсказки первого секретаря Зейского райкома комсомола Юрия Кушнаря. Песня была исполнена братьями Бабич на зейском фестивале патриотической песни в 1985-м году, в честь 10-летия пуска первого агрегата Зейской ГЭС. Жюри единогласно присудило первое место. Сколько было этих первых мест и дипломов первой степени! Сейчас уже и не сосчитать. Николай отдал все грамоты и дипломы, черновики и наработки своих песен и другие памятные документы в Архив города Зеи, чтобы работники архивного отдела проводили по школам презентации о выдающихся людях города в целях патриотического воспитания молодежи.

За относительно короткий срок, когда пошла мода на гимны и песни-символы предприятий и учреждений, Николай написал: «Оду городу Зее», гимны для города Зеи, Зейского района, Зейской ГЭС, Дальневосточной Распределительной Кампании. Для зейских предприятий и учреждений: Лицей, Центр Образования, СОШ № 5, Дальсвязь, Дорожное предприятие, Гидромонтаж, Почта России, Амурские сети, Зейский Народный театр, Покровский Горный Колледж, гимн Гидростроителям Талакана (исполнил на пуске первого агрегата Бурейской ГЭС).

Блок песен, посвященных зейским старателям.
И на излёте северного лета
Вновь по «ромашке» на судьбу гадая
В балке напишем всем родным ответы,
С сонатой комаринной засыпая».

Николай сочинил блок песен о труде и жизни работников рудников «Покровский» и «Пионер» компании «Петропавловская».

Горизонт за горизонтом,
Мы идём единым фронтом,
Приближаясь к центру земли.
А внутри она такая,
Вся, конечно, золотая,
Но ещё дойти не смогли….

Кому, как не нам, решать,
Что делать, кого любить,
А для чего тогда мы на этом свете?
Где-то, споткнувшись – встать, сберечь что-то, сохранить,
Оставить и настоящим и будущим детям!
На нашей, в сущности, маленькой синей планете,
Где нам довелось, посчастливилось просто – жить!.

Николай Бабич создал много песен о Зее, Зейском районе, о жене, семье, себе и о любви к Родине.

Великая Россия!
Нет лучше державы моей!
Красивая и сильная сердцем, душою своей!
Отчизна моя многоликая, талантом народа богатая!
Тайгой бескрайнею дикая!
И с Верой в Христа непредвзятою!

С 2005 года по 2015-й – Николай Сергеевич преподавал в Доме Детского Творчества «Ровесник», был руководителем творческих объединений: «Школа игры на гитаре», «Эстрадная вокальная студия». За время работы в «Ровеснике» и в своей студии более тысячи детей получили определённые навыки вокала и игры на гитаре.

Аранжировали гимны и песни Николая: в Зее – Сергей Будник, аранжировщик, преподаватель школы искусств по классу аккордеона и саксофона, руководитель ансамбля «Зея-Джаз», Федулов Владимир – аранжировщик, пианист, руководитель частной студии «Лира», в Благовещенске – Винокуров Анатолий, пианист, аранжировщик в Центре Эстетического Воспитания им. Белоглазова, Виктор Гарбузарь – аранжировщик Амурской филармонии, Хопатько Анатолий – руководитель оркестра Амурской Филармонии, в Москве – Александр Чайко — аранжировщик, артдиректор Вилли Токарева и ВИА «Пламя», владелец сайта «Вариант-студио». Сегодня Николай сочинят стихи, песни на заказ, даёт частные уроки игры на гитаре.

Произведения

  • Бабич, Николай. Гимн города Зея ; Огни Зеи ; Мой город ; Малая родина : стихи / Н. Бабич // Зея, тебе посвящается! : сборник стихов зейских поэтов / Муниципальное бюджетное учреждение «Зейская городская библиотека» ; [составитель Е. Ю. Смолянинова]. — Зея : [б. и.], 2015. – С.6, 8-11.
  • Бабич, Николай. Русские ; В нашем городе ; Единая Россия ; Гимн Зейской ГЭС Уфа ; Гимн г. Зеи / Полюс сердечности : альманах : литературный сборник Зейских поэтов и прозаиков / редакционная коллегия: Л. З. Луста [и др.]. — Зея : [б. и.], 2004. — 95, [1] с. : портр.
  • Бабич, Николай. Смертью храбрых : стихи / Н. Бабич // Память о войне не умирает : сборник стихов зейских поэтов / Муниципальное бюджетное учреждение «Зейская городская библиотека» ; [составитель Е. Ю. Смолянинова]. — Зея : [б. и.], 2016. — С.6

Читать