Степанова, Людмила Степановна

Степанова, Людмила Степановна (Род в 1946г.)

Родилась в посёлке Тындинский (ныне г. Тында) Джелтулакского (Тындинского) района Амурской обл.) — автор нескольких поэтических сборников.

Детство провела в Тындинском, там же окончила школу и в 1963 поступила куда мечтала — в Благовещенский. пединститут, на отделение русского языка и литературы истфила. Стихи полюбила со школы и знала их великое множество, особенно из Державина, Пушкина, Некрасова. Это потом, в институте, на литературном. диспуте, услышала имя Э. Асадова удивилась: «Разве это поэзия?» А вот Беллу Ахмадулину полюбила сразу и безоговорочно, на всю жизнь. Среди любимых поэтов — О. Мандельштам и И.Бродский.


Морочу ум свой еженощным чтеньем,
В часы ночные книга ко мне льнёт:
То глаз мой воспалит слезоточеньем,
То “Треугольной грушею” кольнёт
(«Филфак. Первый курс»).

На втором курсе Людмила написала небольшую юмореску, которая была напечатана в майском номере газеты «За педагогические кадры» и прочитана по Амурскому радио. Неожиданно пришёл почтовый перевод на пять рублей — для студентки целое состояние.

Но всего дороже были добрые слова любимого преподавателя Анатолия Васильевича Лосева, когда он подошёл к ней на первомайской демонстрации и поздравил с удачной публикацией.

Серьёзно заняться поэтическим делом Людмила смогла, когда появилось свободное время, до этого полностью отдаваемое педагогической работе, когда вырастила и выучила двух своих детей. За три года интенсивной работы стихов набралось на солидный сборник («Женщина, которая пишет письма», Хабаровск, 2009). А в конце 2012 вышел второй сборник — «Ожидание ёлки». Тёплыми письмами откликнулись на эти книги бывший доцент БГПИ — БГПУ Марина Сергеевна Юсупова и амурский поэт Николай Романович Левченко.

Первый сборник с особенным интересом встретили тындинцы — ещё те, добамовские, для которых речка Тында до сих пор является символом детства, где бы они теперь ни жили: в Благовещенске, Омске, Москве, Риге, Кёльне или в Израиле. Вторая книга Степановой — о ставшей автору родной Зее, городе, в котором прошла вся её взрослая жизнь, а также о Благовещенске и Хабаровске.

В Хабаровске с творчеством Степановой познакомилась известная дальневосточная поэтесса Людмила Миланич — тогда зав. отделом поэзии журнала «Дальний Восток» — и поместила большую подборку её стихов в №6 за 2011. Стихи зейского автора печатались также в альманахе «Приамурье» (2008, 2010, 2012).

Людмила Степанова пишет своим, только ей присущим почерком. Её лирику можно назвать камерной: настолько плотно она заполнена бытом, детством, семьёй. То, что происходит вне этого, узнаётся из радио, разговоров взрослых и книг («Моя история», «Антарктида», «О позитивной роли децибела…»). Вос­поминания — главнейшая форма камерной лирики — неизменно присутствуют в творчестве Степановой. Настоящее недолговечно, мелькнуло — и нет его, но автор умеет точно зафиксировать увиденное в разнообразных строфах. Чаще это четырёхстрочная строфа, но есть и шести-, и десятистрочные, и только изредка текст идёт без разбивки на строфы.

В её стихотворениях всегда что-то происходит. В них есть сюжет, а лирический герой часто является участником рассказываемой истории («Утрата», «Багульник болотный», «Рябина», «Клюква»). Оживляют текст вкрапления прямой речи — их немного, но они очень выразительны.

Он умер! — вскрикнет внучка в страхе.
Он не шевелится совсем!» («В музее»). «Ой, дети, вашу маму бьют!» («Драка»).
«Что ж сами? А мужик на что?» («Цыганка»).

«Ну хоть бутылку ты открыть способен», —
сквозь зубы процедила похвалу. («Попутчики»).

Нужно отметить простоту, с которой Степанова употребляет многочисленные имена литературных, античных, исторических и прочих персонажей и лиц — словно они живут с нею и сейчас.

«Улёгшись Глинкой на постель…» («Пусть!»).

Всю ночь сверчок моих источник мук,
Брат самого троянского Приама… («Тифон»).

Гравюра есть — там Бисмарк на охоте
В запале правит бешеным конём… («Отто фон Бисмарк»).

Сердечно ли, притворно два авгура,
Два умника, два хитреца больших,
С улыбкой хитрой в виде глаз прищура
Обманывают лишь себя самих» («Авгуры»).

Нашла отражение в обоих сборниках тема развития поэтического словаря.

Молчанье — золото детей.
Богатство — в немоте!
Отброшен зря обычай сей,
Вот детки и не те.

Для угощенья дан сухарь.
Он чёрен, а не бел.
Не знала слова я “словарь”,
А он всё тяжелел» («Словарь»).

В стихотворении «Щеголиха» автор сетует на невозможность быть понятной всем. Поэтесса не опускается до читателя, а возвышает его. Поэтому в её книгах множество сносок.

Слова всю жизнь мне жгли уста и грудь,
Пылая то соломой, то поленом,
И лишь в стихах мне вышло щегольнуть
“Святою простотой” и “Карфагеном”.

Писать о любви после Светланы Борзуновой, к которой Людмила Степанова относится с глубочайшим уважением, — дело очень ответственное. Тут ведь главное — не повториться. У неё получилось этакое «воспитание чувств». Тут и улыбка, и лёгкая печаль, и радость встреч, и благодарность, заботливость, огорчение, и тут же — восхищение, и никогда — надрыва, горечи, разочарования.

Так и я, скулю и подвываю:
— Где ты? Жив ли? Милый, что с тобой?
А потом возьму и так залаю!
Да ты знаешь — это ж не впервой («Лай любви»).

Потом вагона мягкое тепло
И тамбур, так зовущий к поцелуям,
Прощальный взгляд в замёрзшее стекло…
Да ладно! Как-нибудь уж дозимуем!» («Февраль»).

В стихах Степановой живёт культурная память и память человеческая — дань тем людям, с которыми свела её жизнь («Музыка», «Спор с судьбой», «Вертер», «Опера Гуно “Фауст”» и др.). Много стихотворений написано после посещения Дальневосточного художественного музея в Хабаровске («В музее», «Зимний пейзаж», «Святой Рох», «Постоялый двор в Бокэре»).

Символ силы и твёрдости,
Как упруго бамбук наклонился!
Как чиновник мальчишкой
За подкинутой шляпой бежит!» («Китайские акварели. Повышение в чине»).

Интересно применяемое поэтессой скрытое цитирование, над которым она и сама порой подшучивает.

Я голосом с кем-то на пару пою
(За стринги не надо бы браться).
Простите бесстыжую музу мою
За лёгкий налёт плагиатца» («Паникёрша»).

Тут вспоминается Бродский: «Подлинный поэт не бежит влияний и преемственности, но всячески их подчёркивает».

Есть уверенность, что стихи, несущие немалую долю духовного и интеллектуального опыта автора, не затеряются на фоне творчества давно уже известных амурских поэтов.

 

Ф.М. Михайлов.
«Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков»

Произведения

Отдельные издания

  • Степанова, Людмила Степановна. Женщина, которая пишет письма / Л. С. Степанова. – Хабаровск : [б. и.], 2009. – 256 с.
  • Степанова, Людмила Степановна. Ожидание елки / Л. С. Степанова. – Хабаровск : Хабаровская краевая типография, 2012. – 184 с.

 

Из публикаций в периодических изданиях и сборниках

  • Степанова, Людмила Степановна. «Тебе хотела я сказать…» : стихотворения / Л. С. Степанова // Приамурье : лит.-художеств. альм. – Благовещенск , 2008. – С. 230-244.
  • Степанова, Людмила Степановна. Урок чтения : стихотворения / Л. С. Степанова // Приамурье : лит.-художеств. альм. – Благовещенск , 2010. – С. 199-202.
  • Степанова, Людмила Степановна. «Ценю одно богатство — праздность…» : стихотворения / Л. С. Степанова // Приамурье : лит.-художеств. альм. – Благовещенск , 2012. – С. 269-276.
  • Степанова, Людмила Степановна. «… все имеет конечную цель» : стихотворения / Л. С. Степанова // Приамурье : лит.-художеств. альм. – Благовещенск , 2020. – С. 254-266.