Симаков Александр Александрович

Симаков Александр АлександровичСимаков Александр Александрович

(1950 – 2011)

 

 

 

 

Бамовские годы — расцвет творчества Александра Симакова. Публикации в центральных периодических изданиях («Смена», «Советский воин») и издательствах («Молодая гвардия») принесли поэту всесоюзную известность

 

 

Бамовский поэт, член лит-студии «Звено» (1975-1983), участник Общетрассовых семинаров молодых литераторов БАМа в Тынде (1977, 1978, 1983), VII Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве (1979), IV Всеармейского семинара молодых литераторов (Прибалтика, 1980). Лауреат премии Амурского комсомола в области литературы (1983).

Родился в г. Пржевальске Иссык-Кульской обл. Киргизской ССР. Его детство прошло в Киргизии. Там ещё в школьные годы появились первые стихи Александра, в основном любви. Всегда помня о подвиге деда, воевавшего в гражданскую, и отца, защищавшего Родину в Великую Отечественную, Симаков выбрал военную профессию. После школы поступил в Ленинградское высшее училище железнодорожных войск и военных сообщений. Через несколько лет после окончания училища получил профессию военного журналиста в Львовском военном институте.

На БАМ А. Симаков приехал в 1975.

Судя по стихотворению «Рассказ учителя понятен…» (1982), он ещё в детстве мечтал о покорении неизведанных земель. Играя с мальчишками в первопроходцев, «’’Ермак”, босой и конопатый», не мог и предполагать, что детские игры когда-нибудь с нут реальностью.

Дипкун — небольшой бамовский посёлок в Зейском районе , где жил и работал поэт, рождался у него на глазах. Ему посвящены стихотворения «Здесь будет станция Дипкун…», «Берёзовая улица» (1978), «Серебряный ключ» (1981). Живя в 160 км от Тынды, Симаков время от времени посещал литстудию «Звено», постонно поддерживал творческие и дружеские связи с Т. Шульгой, В. Гузием, Г. Кузьминым и др.

Бамовские годы — расцвет творчества Александра Симакова. Публикации в центральных периодических изданиях («Смена», «Советский воин») и издательствах («Молодая гвардия») принесли поэту всесоюзную известность. Впервые стихи Симакова  были напечатаны 23 апреля 1976 в газете «БАМ». Спустя годы поэт дал им трезвую оценку: «Сейчас-то я понимаю, что стихи те были слабыми. Но то, что они были напечатаны, прибавило мне сил и уверенности. Я стал серьёзно работать». Уже в первой стихотворной подборке были обозначены главные  темы творчества поэта: строи­тельство БАМа («Баня»), Великая Отечественная война («Подмосковье») и любовь («Отъезд», «За последним ва­гоном…», «Письмо туда», «Письмо оттуда»).  В бамовских стихах Симакова почти не встретишь «громких», пафосных строк о «магистрали века». О трудностях в работе строителей, о суровом таёжном климате поэт пишет с иронией:

От мороза лопаются рельсы.

Побелели щёки у земли.

Вас бы к нам в тайгу,

товарищ Цельсий,

Вы б ещё не то изобрели! («Холода», 1978).

 

Будучи военным журналистом, Симаков  много ездил по трассе, в основном — на «попутках», поэтому и героями его стихов о БАМе стали водители («Водитель», «Считают многие: водитель…», «Песня», «Володька-автокоробейник» и др.). Сюжеты своих будущих произведений поэт чаще всего черпал из жизни («Мои герои»). О том, как рождалось одно из лучших стихотворений «Песня» (первоначально оно являлось фрагментом поэмы «Родословное дерево», а в 1982 получило название и стало существовать как самостоятельное произведение), поэт  рассказал в интервью газете «Амурский комсомолец»: «Был такой случай. Голосовал я на дороге попутной машине. Тормознул один, поехали. Вид у шофёра такой, что я подумал: пьяный. Но потом понял: не от выпитого, а от смертельной усталости слипаются глаза у человека». Водитель Прошкин (фамилия героя — единственная вымышленная деталь в стихотворении) за рулём не первые сутки. Но он не сетует на судьбу, а предлагает своему попутчику:

Чего молчать?  Давай споём…

И стало легче, в самом деле,

когда мы с Прошкиным запели,

и дальше — всё пошло на лад.

“Каховку” пели, и “Землянку”,

и про цыганку-молдаванку,

что собирала виноград.

 

Попутчику неунывающего, черпающего силы в старых добрых песнях Прошкина кажется, что водитель и сам достоин стать героем хорошей песни о БАМе.

При этом Симаков далёк от идеализации бамовской жизни. Персонажи его стихотворных рассказов — обычные люди, ничем не выдающиеся, разве что чувством юмора. Об этом шуточное стихотворение «Володька-автокоробейник».

Бамовским собратьям по перу Александр Симаков запомнился как автор искромётных пародий, посланий и эпиграмм, которые и после отъезда поэта ещё долгие годы кочевали из компании в компанию. Один из самых ярких эпизодов в биографии Симакова — публикация в газете «БАМ» пародий на известных поэтов — А. Вознесенского и Е. Евтушенко, бывавших на стройке. Стихотворениям предшествовало интригующее пояснение: «В ноябре прошлого года в Тындинском клубе “Зарядье” был торжественно открыт первый Общетрассовый семинар молодых поэтов БАМа. <…> Наконец-то, к 1-му апреля мы получили отклики на это запомнившееся событие от маститых Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко. Они переданы в редакцию нашим Александром Симаковым». Используя характерные для шестидесятников образы и выразительные средства, воссоздавая интонационно-ритмический рисунок их стиха, автору удалось добиться главного: персонажи пародий Симакова  отзываются  на происходящее так же живо, непосредственно и эмоционально, как и герои его известных современников. Краткое содержание стихотворений — в самих сюжетах, диалогах и репликах персонажей. Пародия на Евтушенко — реакция зрителей на происходящее на сцене:

Сижу в “Зарядье”

В десятом ряде.

Девчонки сзади:

Где Головко? — Во!

0! Ничего! <…>

Блондинка из “Белочки”

Сидит, оглушена,

Сравненьем Митюшина:

 — Ох, девочки!

Как это ловко,

Штаны на верёвке!

 

Пародии Симакова заставили улыбнуться многих бамовцев. Не до смеха было только редактору газеты «БАМ» И. Шестаку. За публикацию «опального Евтушенко» ему объявили выговор.

БАМ стал для Симакова, как и для многих других участников стройки, «лучшей дорогой жизни»:

Здесь научился видеть широко,

обрёл друзей хороших,

настоящих,

которые не ищут, где легко…

<…> Здесь глубже небо.

Яростней рассвет.

Острей любовь

к тебе,

к друзьям,

к Отчизне…

Прошло шесть лет,

конечно, трудных лет.

Шесть лучших лет

от изначалья жизни» («Прошло шесть “бамовских”…», ок. 1981).

 

В 1976 С. в составе поезда «Дружба» побывал в Венгерской Народной Республике. В результате этой поездки роди­лись новые стихотворения о Великой Отечественной войне и о дружбе между народами.

Стихи о войне — из лучших в творчестве Симакова. Героиня стихотворения «Мать» бросает вызов традиции и отказывается чтить память павших минутой молчания. Ещё не затянулась глубокая рана (и вряд ли затянется, пока будет биться материнское сердце), от прикосновения к кото­рой каждый раз возникает невыносимая боль:

Для чего мне

минута молчания,

Если надо

от боли кричать…

Я их помню –

живых и отчаянных…

Не смогу.

Не сумею смолчать…

 

В 1984 году Симаков уехал в Ленинград. Продолжал писать, но почти не публиковался. Требовательный к себе, к своему творчеству, Александр щедро раздаривал друзьям пародии, эпиграммы, послания и почти не оставил архива.

Дальний Восток всегда считал своей второй родиной.

Александр Симаков ушёл из жизни после продолжительной болезни, оставив незабываемый след в литературе БАМа.

 

По материалам:

Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIXXXI веков.

Благовещенск:

Изд-во БГПУ, 2013 г. — 484 с.